18 дек. 2011 г.

Дети, которые никогда не пробовали шоколада

В январе этого года Европейский Союз ввёл против Кот д’Ивуара экономические санкции в ответ на отказ Лорана Гбагбо признать результаты президентских выборов, что, помимо прочего, означало, что страна не может продавать на мировом рынке какао бобы, являющихся одной из главной статей экспорта страны. В результате цены на какао бобы взлетели на Нью-Йоркской бирже до самого высокого уровня с 1979 года. 11 апреля Гбагбо был арестован французскими войсками, и Европейский Союз снял с Кот д’Ивуара экономические санкции, что позволило возобновить поставки какао бобов, скопившихся в количестве 400 000 тонн в главных портах страны. Цены упали, риск возникновения дефицита на шоколад исчез.

Кот д’Ивуар поставляет 40% от всего объёма мирового экспорта какао бобов.
В стране существует 600 000 хозяйств, занимающихся их выращиванием и сбором.
На этих плантациях от 200 000 до 300 000 детей выполняют тяжёлую работу. От 6000 до 15 000 занятых этим трудом детей считаются рабами.

Первая попытка привлечь внимание мировой общественности к детскому рабскому труду в Кот д’Ивуаре была предпринята в 2000 году, когда журналисты телекомпании ВВС сняли документальный фильм под названием «Рабство: глобальное расследование», в котором показали изуродованные шрамами спины детей, которые подвергались наказанию хлыстом или плетью за нерасторопность в работе. Тогда мир узнал, сколько страданий заключается в плитке шоколада.


Освещение проблемы получило продолжение в 2001 году, когда американская компания массовой информации Knight Ridder показала серию из четырёх передач о какао хозяйствах в Кот д’Ивуаре. Дети в возрасте от 9 до 16 лет, выполняющие тяжёлую работу, проданные в рабство, иногда собственными родителями, вывезенные в Кот д’Ивуар из Буркина Фасо, Ганы, Того и Мали, страдающие от недоедания, вынужденные спать по 16 человек в помещении размером 7 х 6 метров, работающие по 12 часов в сутки, лишённые детства и будущего – всё это вызвало в США критику шоколадной промышленности. Её представители признали существование проблемы, но настаивали на том, что ответственность в данном случае несут хозяева плантаций, поскольку компании не являются собственниками какао хозяйств.

В результате сенаторами Энгелем и Харкином был разработан «Протокол Харкина-Энгеля» или «Протокол какао промышленности», который среди прочих подписали компании Hershey's и M&M/Mars. Документ ставил целью полностью прекратить детское рабство к 2005 году, когда вся продукция компаний-участников будет сертифицирована как «не задействующая рабский труд». Компании взяли на себя обязательство осуществить в Западной Африке программы, направленные на улучшение жизни фермеров какао плантаций и информирующие их о последствиях использования детского труда, в том числе торговли детьми.

Однако по прошествии двух лет с момента подписания Протокола почти ничего не было сделано. Шоколадная промышленность «защищала свои инвестиции» - осуществляла инициативы постольку, поскольку они не затрагивали ключевого момента - цен на какао бобы. Тяжёлый детский труд и детское рабство продолжали существовать.


В 2003 году на семинаре в Вашингтоне представители шоколадной промышленности представили результаты исследований Международной организации труда и ЮНИСЕФ, которые показали, что более половины детей, работающих на какао плантациях, никогда не ходили в школу потому, что практика работы в сельском хозяйстве заложена в самой культуре африканских народов. Эти выводы, однако, шли в противоречие с результатами исследований экспертов по детскому труду, которые указывали бедность как главную причину тяжёлого детского труда. Отправить детей в школу - это дорого для многих фермерских семей.

По данным компании Transfair USA, независимой американской организации сертификации по правилам «Справедливой торговли» (Fairtrade Foundation), африканские фермеры получают 1 американский цент с каждой 60-центовой плитки шоколада, продаваемой в США.

К 2005 году – назначенному сроку своего завершения - инициативы «Протокола Харкина-Энгеля» оставались на бумаге, поэтому срок выполнения программ был продлён до 2008 года. К 1 июля 2008 года компании обязались внедрить систему сертификации, согласно которой 50% какао хозяйств в Гане и Кот д’Ивуаре будут проверены на соответствие установленным стандартам. Последовали заявления о новых программах, но производящие шоколад компании продолжали покупать сырье, произведённое с использованием тяжёлого детского труда. В июне 2008 года шоколадная промышленность обязалась внедрить сертификационную систему полностью к 2010 году.


13 сентября 2010 года новый «Протокол Харкина-Энгеля» и его рамочная программа были подписаны правительствами Ганы и Кот д’Ивуара и Министерством труда США. Конечная цель нового протокола - сокращение детского труда и его наихудших форм в секторе выращивания какао в Гане и Кот д’Ивуаре на 70% к 2020 году.

2011 год. Роберто Романо снял документальный фильм «Тёмная сторона шоколада» об использовании в какао промышленности детей–рабов. Прошло почти 10 лет с принятия «Протокола Харкина-Энгеля», но несмотря на ряд принимаемых мер движением «Справедливая торговля» (Faitrade Foundation) для улучшения работы на какао плантациях, как например, приостановление деятельности фермерских какао хозяйств в случае обнаружения использования ими детского труда, права и судьба африканских детей по сей день не интересуют многих производителей шоколада, которые заявляют о своей неосведомлённости относительно условий труда у производителей какао бобов. Маленьких работников плантаций продают, незаконно вывозят в хозяйства из соседних беднейших стран, как Мали, заставляют выполнять тяжёлую работу, жестоко избивают при попытке к бегству или медленной работе, лишают возможности ходить в школу, а их солёные слёзы скрывает сладкий вкус шоколадной плитки.

Документальный фильм «Тёмная сторона шоколада».

«Все любят шоколад. 3 миллиона тонн шоколада съедается ежегодно, половину потребителей составляют Европейские страны. Но успех шоколада имеет тёмную сторону. В то время как дети в богатых странах получают удовольствие от сладкого вкуса, реальность для африканских детей предстаёт совсем другой».


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий